Решетникова Н. Н.
Решетникова Н.Н.
Индивидуальная внеурочная исследовательская деятельность учащихся.
Индивидуальная внеурочная исследовательская деятельность - наиболее оптимальная форма развития интеллектуальных способностей учащихся. Это объясняется наличием практически неограниченного времени общения педагога с учащимися, заинтересованностью учащихся конкретными вопросами, определенной проблемой, свободой выбора темы исследовательской деятельности, а также конкретными результатами этой деятельности. Педагоги имеют возможность работать с детьми не ограничиваясь в сроках. Благодаря этому исследовательская деятельность последовательно переходит из одной стадии в другую: сначала создается почва, благоприятная для творческой деятельности ребенка, затем обеспечивается сотрудничество начинающих участников проекта в теоретических группах с теми, кто уже овладел соответствующими навыками, и, наконец, учащийся выходит на уровень самостоятельного творчества.
Основная исследовательская работа проводится на занятиях кружка «Мастерилка». Программа кружковой работы включает курс теории и защиту межпредметных научных проектов. Стимулом для дальнейшей работы являются результаты исследовательских проектов учащихся, их высокая оценка на конференциях, олимпиадах, публикации в сборниках научных работ.
В рамках научно-исследовательской деятельности учащихся реализуются образовательные задачи, расширяется кругозор, формируется мировоззрение, происходит приобщение к экологической культуре. Кроме того, дети приучаются работать в группах, общаться со специалистами, учатся отыскивать информацию.
Наука - лишь один из путей познания окружающего нас мира. Предоставьте детям возможность через научную деятельность глубже понять явления природы, и, быть может, кому-то из них удастся раскрыть ее тайны.
Для младшего школьного возраста (1 - 4 классы) организую обучение по программе: "Человек и окружающая среда" в форме элективного курса "Наше родное село". Содержание данного курса направлено на воспитание у младших школьников эмоционально-нравственного гуманного отношения к окружающей среде обитания. Реализация данной цели достигается решением следующих задач:
- формирование представлений об окружающей среде, как среде жизнедеятельности человека;
- расширение знаний детей о ближайшем природном окружении: растениях, животных, памятниках природы и культуры;
- умение вести себя в соответствии с общечеловеческими правилами и нормами поведения в природе и окружающей среде.
В рамках данного курса учащиеся получают систему научных знаний, адекватных их возрасту, овладевают системой научных понятий и основ техники простейшего эксперимента, выявляют объективно существующие в мире связи и закономерности.
Существенную роль в экологическом образовании играют летние и зимние игры на природе, походы. Это праздники детской души, их свобода: удивление чудесами окружающей природы, общение со сверстниками, старшими товарищами и взрослыми, приобретение опыта проживания в окружающем мире.
Организация летней практики для обучающихся позволяет обеспечить непрерывность экологического образования детей через тесное общение с природой и заботу о ней.
Основными особенностями организации летней экологической работы со школьниками являются:
- общение с природой в целях воспитания ответственного поведения в окружающей среде;
- организация и проведение экологических лагерей;
- использование современных информационных технологий для обучения школьников и проведения учебно-исследовательской работы;
- создание среды взаимодействия участников проекта в научно-познавательной деятельности;
- использование инновационных технологий: сюжетно-ролевые игры, имитационное моделирование, поисковые методы;
- природоохранная работа на конкретном природном объекте, знакомом с детства, с проведением мониторинга состояния этого объекта;
- социальная активность учащихся, направленная на диалог с органами власти, природоохранными структурами, населением, средствами массовой информации, с целью неуклонного достижения улучшения экологического состояния на конкретном объекте.
Для реализации задачи по формированию и развитию рефлексивных умений учащихся в процессе приобщения их к методам научного познания целесообразно использовать внеурочную научно-исследовательскую деятельность школьников. С целью формирования у ребят потребности к познавательной деятельности, к саморазвитию, организован и работает экологический кружок «Мастерилка», который был основан в 1999 году на базе средней школы села Павловки. Создавая выше названное объединение, были определены задачи:
- освоение школьниками методов наблюдения (прямое и косвенное) с целью описания компонентов природных систем, состояния здоровья людей, проживающих в данной среде, особенностей развития
людей, их межличностных отношений;
- формулирование проблемы, гипотезы, исследовательской задачи, составление плана, проведение опытов, оформление результатов, интерпретация данных;
- овладение приемами оформления данных наблюдений и опытов в виде таблиц, диаграмм, графиков;
- освоение школьниками теоретических методов (анализ, синтез, обобщение, выдвижение гипотез), социологических методов (анкетирование, опрос, беседа, тестирование);
- развитие умения построить связанный рассказ о проведенном исследовании, используя термины и соответствующие понятия;
- пропаганда лучшего опыта деятельности юных исследователей;
- привлечение к руководству творчеством школьников научной, педагогической и инженерно-технической общественности;
- расширение творческих контактов между юными исследователями, создание благоприятных условий для учебно-исследовательской и научно-практической деятельности школьников.
Благодаря самостоятельной деятельности, ученик научается управлять своим мышлением: ставить исследовательские цели, выдвигать гипотезы причинно-следственных зависимостей, рассматривать известные факты с позиции выдвинутых гипотез. Критичность мышления проявляется в том, что дети начинают оценивать свою и чужую точку зрения с учетом законов природы и общества. В школьные годы рабочее исследование - это форма, расширяющая кругозор, формирующая познавательный интерес. Навыки исследования, сформированные в школьные годы, помогают моим выпускникам быть успешными в вузе.
Экологический кружок "Мастерилка" - первая экологическая практическая деятельность детей. Данная деятельность направлена на слежение, наблюдение запроисходящим в окружающей среде.
Цели мониторинга:
воспитание экологической культуры;
формирование общественного мнения о бережном отношении к окружающей среде обитания.
качество выполнение научно-исследовательского задания.
Исследуются: состав воздуха, воды открытых питьевых источников и водопроводной, почва и ее загрязнения, влияние вырубок сосны на окружающую среду и человека.
В 2008 году учащиеся провели исследование «Экологические проблемы села Павловки и пути их решения», в 2009 - «Влияние вырубок сосны на экологию села».
В результате:
1. Детально была изучена растительность лесной зоны, ее разнообразие и изменение в зависимости от рельефа местности, и влияние вырубок сосны на экологию села.
2. Выявлены источники загрязнения села и найдены пути их ликвидации;
3. Изучена лесная флора и фауна, учащиеся научились определять и различать птиц не только по внешнему виду, но и по голосу, характеру полета, по гнездам, следам на песке и почве.
По результатам данного эксперимента учащиеся пишут научно-исследовательские работы и успешно защищают их на районных, окружных научно-практических конференциях.
Такая эколого-практическая деятельность школьников формирует не только экологическую культуру, но и патриотические чувства по отношению к своей малой родине.
Контакты
Алтайский край, г. Барнаулул. Пролетарская 164
Тел: 63 48 58
Факс: 63 48 58
Email: mail@akcdutik.ru | заказать диплом
При копировании информации, ссылка на сайт АКЦДЮТиК обязательна