Краевое государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей
"Алтайский краевой центр детско-юношеского туризма и краеведения"

Решетникова Н. Н.


Решетникова Н.Н.

Индивидуальная внеурочная исследовательская деятельность учащихся.

Индивидуальная внеурочная исследовательская деятельность - наиболее оптимальная форма развития интеллектуальных способностей учащихся. Это объясняется наличием практически неограниченного времени общения педагога с учащимися, заинтересованностью учащихся конкретными вопросами, определенной проблемой, свободой выбора темы исследовательской деятельности, а также конкретными результатами этой деятельности. Педагоги имеют возможность работать с детьми не ограничиваясь в сроках. Благодаря этому исследовательская деятельность последовательно переходит из одной стадии в другую: сначала создается почва, благоприятная для творческой деятельности ребенка, затем обеспечивается сотрудничество начинающих участников проекта в теоретических группах с теми, кто уже овладел соответствующими навыками, и, наконец, учащийся выходит на уровень самостоятельного творчества.

 

Основная исследовательская работа проводится на занятиях кружка «Мастерилка». Программа кружковой работы включает курс теории и защиту межпредметных научных проектов. Стимулом для дальнейшей работы являются результаты исследовательских проектов учащихся, их высокая оценка на конференциях, олимпиадах, публикации в сборниках научных работ.

 

В рамках научно-исследовательской деятельности учащихся реализуются образовательные задачи, расширяется кругозор, формируется мировоззрение, происходит приобщение к экологической культуре. Кроме того, дети приучаются работать в группах, общаться со специалистами, учатся отыскивать информацию.

 

Наука - лишь один из путей познания окружающего нас мира. Предоставьте детям возможность через научную деятельность глубже понять явления природы, и, быть может, кому-то из них удастся раскрыть ее тайны.

 

Для младшего школьного возраста (1 - 4 классы) организую обучение по программе:  "Человек и окружающая среда" в форме элективного курса "Наше родное село". Содержание данного курса направлено на  воспитание у младших школьников эмоционально-нравственного гуманного отношения к окружающей среде обитания. Реализация данной цели достигается решением следующих задач:

  • формирование представлений об окружающей среде, как среде жизнедеятельности человека;
  • расширение знаний детей о ближайшем природном окружении: растениях, животных, памятниках природы и культуры;
  • умение вести себя в соответствии с общечеловеческими правилами и нормами поведения в природе и окружающей среде.

 

В рамках данного курса учащиеся получают систему научных знаний, адекватных их возрасту, овладевают системой научных понятий и основ техники простейшего эксперимента, выявляют объективно существующие в мире связи и закономерности.

 

Существенную роль в экологическом образовании играют летние и зимние  игры на природе, походы. Это праздники детской души, их свобода: удивление чудесами окружающей природы, общение со сверстниками, старшими товарищами и взрослыми, приобретение опыта проживания в окружающем мире.

 

Организация летней практики для обучающихся позволяет обеспечить непрерывность экологического образования детей через тесное общение с природой и заботу о ней.

 

Основными особенностями организации летней экологической работы со школьниками являются:

  • общение с природой в целях воспитания ответственного поведения в окружающей среде;
  • организация и проведение экологических лагерей;
  • использование современных информационных технологий для обучения школьников и проведения учебно-исследовательской работы;
  • создание среды взаимодействия участников проекта в научно-познавательной деятельности;
  • использование инновационных технологий: сюжетно-ролевые игры, имитационное моделирование, поисковые методы;
  • природоохранная работа на конкретном природном объекте, знакомом с детства, с проведением мониторинга состояния этого объекта;
  • социальная активность учащихся, направленная на диалог с органами власти, природоохранными структурами, населением, средствами массовой информации, с целью неуклонного достижения улучшения экологического состояния на конкретном объекте.

 

Для реализации задачи по формированию и развитию рефлексивных умений учащихся в процессе приобщения их к методам научного познания целесообразно использовать внеурочную научно-исследовательскую деятельность школьников. С целью формирования у ребят потребности к познавательной деятельности, к саморазвитию, организован и работает экологический кружок «Мастерилка», который был основан в 1999 году на базе средней школы села Павловки. Создавая выше названное объединение, были определены задачи:

  • освоение школьниками методов наблюдения (прямое и косвенное) с целью описания компонентов природных систем, состояния здоровья людей, проживающих в данной среде, особенностей развития

людей, их межличностных отношений;

  • формулирование проблемы, гипотезы, исследовательской задачи, составление плана, проведение опытов, оформление результатов, интерпретация данных;
  • овладение приемами оформления данных наблюдений и опытов в виде таблиц, диаграмм, графиков;
  • освоение школьниками теоретических методов (анализ, синтез, обобщение, выдвижение гипотез), социологических методов (анкетирование, опрос, беседа, тестирование);
  • развитие умения построить связанный рассказ о проведенном исследовании, используя термины и соответствующие понятия;
  • пропаганда лучшего опыта деятельности  юных исследователей;
  • привлечение к руководству творчеством школьников научной, педагогической и инженерно-технической общественности;
  •  расширение творческих контактов между юными исследователями, создание благоприятных условий для учебно-исследовательской и научно-практической деятельности школьников.

 

Благодаря самостоятельной деятельности, ученик научается управлять своим мышлением: ставить исследовательские цели, выдвигать гипотезы причинно-следственных зависимостей, рассматривать известные факты с позиции выдвинутых гипотез. Критичность мышления проявляется в том, что дети начинают оценивать свою и чужую точку зрения с учетом законов природы и общества. В школьные годы рабочее исследование - это форма, расширяющая кругозор, формирующая познавательный интерес. Навыки исследования, сформированные в школьные годы, помогают моим выпускникам быть успешными в вузе.

 

Экологический кружок "Мастерилка" - первая экологическая практическая деятельность детей. Данная деятельность направлена на слежение, наблюдение запроисходящим в окружающей среде.

 

Цели мониторинга:

воспитание экологической культуры;

формирование общественного мнения о бережном отношении к окружающей среде обитания.

качество выполнение научно-исследовательского задания.

 

Исследуются: состав воздуха, воды открытых питьевых источников и водопроводной, почва и ее загрязнения, влияние вырубок сосны на окружающую среду и человека.

В 2008 году учащиеся провели исследование «Экологические проблемы села Павловки и пути их решения», в 2009 - «Влияние вырубок сосны на экологию села».

 

В результате:

1.    Детально была изучена растительность лесной зоны, ее разнообразие и изменение в зависимости от рельефа местности, и влияние вырубок сосны на экологию села.

2.    Выявлены  источники загрязнения села и найдены пути их ликвидации;

3.    Изучена лесная флора и фауна, учащиеся научились определять и различать птиц не только по внешнему виду, но и по голосу, характеру полета, по гнездам, следам на песке и почве.

По результатам данного эксперимента учащиеся пишут научно-исследовательские работы и успешно защищают их на районных, окружных научно-практических конференциях.

 

Такая эколого-практическая деятельность школьников формирует не только экологическую культуру, но и патриотические чувства  по отношению к своей малой родине.

 

 

Путеводитель по Алтаю

Контакты

Алтайский край, г. Барнаул
ул. Пролетарская 164


Тел: 63 48 58
Факс: 63 48 58
Email: mail@akcdutik.ru | заказать диплом

При копировании информации, ссылка на сайт АКЦДЮТиК обязательна

Навигация

  • Наши баннеры
  • Поиск по сайту
  • Документы
  • Вопрос-ответ
  • Обратная связь