Модорова С. П.
С.П. Модорова
МОУ «Лосихинская СОШ» Косихинского района
Экологическое воспитание как составная часть общеобразовательного процесса.
Актуальность темы моего доклада определяется стратегией современной социально-экономической и образовательной реформы школы, её значимостью в возрождении и развитии духовно-нравственных ценностей, необходимостью формирования высоких морально этических принципов экологического воспитания учащихся.
Экологическая работа нашей школы строится на урочной, внеклассной деятельности и дополнительном образовании, которое включает занятие ребят в заочной школе краевого государственного учреждения дополнительного образования детей «Алтайский краевой детский экологический центр».
Сегодня в условиях коренной перестройки школьного образования учитель должен творчески подходить к своей работе, искать новые резервы и возможности для повышения эффективности обучения, экспериментировать, критически анализировать полученные результаты. Среди основных положений концепции модернизации российского образования приоритетной определена необходимость усиления в содержании биолого-экологического образования деятельностного компонента и практической направленности обучения, представляющих собой основные виды и способы учебной деятельности. Одним из основополагающих подходов, лежащих в основе современной модернизации образования, является компетентностный подход, который является совершенно новым и ориентирован на освоение умений, способов деятельности (М. Н. Скаткин, И. Я. Лернер, В. В. Давыдов).
Проектируя создание современной среды школы, учитель биологии и экологии должен мотивировать учеников реализовывать свой творческий потенциал, учить их работать в коллективе, преодолевать трудности на пути к достижению своей цели.
Под экологическим образованием понимается непрерывный процесс обучения воспитания и развития личности, направленной на формирование системы научных и практических знаний и умений, ценностных ориентаций, поведения и деятельности, обеспечивающих ответственное отношение к окружающей социально-природной среде и здоровью. В ряде международных и национальных документов образование в области экологического образования признаётся приоритетным направлением совершенствования общеобразовательных систем.
В нашей школе реализуется программа «Юные хозяева Земли», основная на экологических проблемах местной флоры и фауны, а реализуется она через работу уроков и внеурочные кружки «Экологи» и «Бионик». Данная программа позволяет конкретизировать полученные знания по биологии, как предмету.
Расширение знаний по экологии в рамках дополнительного образования детей способствует становлению научно-познавательного, эмоционального, нравственного и оценочного отношения к окружающей среде и своему здоровью. Природные зоны нашего края всё больше и больше подвергаются катастрофическому воздействию человека:
уничтожение лесной и мировой растительности в результате чрезмерных потребительских нагрузок;
постоянное вытаптывание, уничтожение растений, загрязнении почвы в местах их произрастания;
неправильный, а главное, неумеренный сбор красивоцветущих и лекарственных растений;
повсеместное загрязнение водоёмов края, обмельчание рек и озёр, исчезновение по берегам зелёного щита;
уменьшение количества рыбы в водоёмах из-за неправильного отлова, браконьерства и других причин;
экологический упадок мест ближайшего природного окружения посёлков и городов, где концентрируется массовый отдых жителей и проходят туристические тропы.
Эффективность работы обусловлена наличием данной программы экологического воспитания, которая включена в образовательно-воспитательную программу школы по направлениям:
Проектно-исследовательская работа.
Организационно-массовая работа.
Пропагандистская работа.
Озеленение школы и посёлка.
Охрана полезных насекомых, птиц, водоёмов.
В основе этих направлений лежит поисково-исследовательская деятельность, которая включает особенности растительного и животного мира нашей местности.
Основные формы работы:
Изучение литературы по данным проблемам.
Пропаганда экологических знаний в рамках лектория для учащихся и родителей.
Организация экскурсий, практических работ, бесед по проблемам экологии края, выставок творческих работи по охране природы
Организация просмотра кинофильмов и их обсуждение.
Проведение конкурсов на лучший рисунок, букет, стихотворение, поделки из природного материала.
Проведение праздников: «День птиц», «Русская берёзка» и др.
Наблюдение, исследование, расчёты, измерения, ведение дневников наблюдений.
Проведение рейдов по охране и очистке берегов реки и озёр.
Встречи со старожилами села, обучение интервьюированию, обработке и оформлению собранного материала.
В Законе РФ «Об образовании» определены требования к воспитательной деятельности, где среди важнейших названы: любовь к окружающей природе, Родине, семье. Поэтому на экологическое воспитание возложена ответственная миссия, так как от сохранения природы зависит жизнь всего человечества.
В ходе реализации программы осуществляется общекультурное воспитание, формирование личности учащихся и развитие их разносторонних способностей.
Реализуя цели программы, наша школа более 10 лет имеет свою систему экологического воспитания.
Контакты
Алтайский край, г. Барнаулул. Пролетарская 164
Тел: 63 48 58
Факс: 63 48 58
Email: mail@akcdutik.ru | заказать диплом
При копировании информации, ссылка на сайт АКЦДЮТиК обязательна