Краевое государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей
"Алтайский краевой центр детско-юношеского туризма и краеведения"

Модорова С. П.


С.П. Модорова 

МОУ «Лосихинская СОШ» Косихинского района

Экологическое воспитание как составная часть общеобразовательного процесса.

Актуальность темы моего доклада определяется стратегией современной социально-экономической и образовательной реформы школы, её значимостью в возрождении и развитии духовно-нравственных ценностей, необходимостью формирования высоких морально этических принципов экологического воспитания учащихся.

Экологическая работа нашей школы строится на урочной, внеклассной деятельности и дополнительном образовании, которое включает занятие ребят в заочной школе краевого государственного учреждения дополнительного образования детей «Алтайский краевой детский экологический центр».

Сегодня в условиях коренной перестройки школьного образования  учитель должен творчески подходить к своей работе, искать новые резервы и возможности для повышения эффективности обучения, экспериментировать, критически анализировать полученные результаты. Среди основных положений концепции модернизации российского образования приоритетной определена необходимость усиления в содержании биолого-экологического образования деятельностного компонента и практической направленности обучения, представляющих собой основные виды и способы учебной деятельности. Одним из основополагающих подходов, лежащих в основе современной модернизации образования, является компетентностный подход, который является совершенно новым и ориентирован на освоение умений, способов деятельности (М. Н. Скаткин, И. Я. Лернер, В. В. Давыдов).

Проектируя создание современной среды школы, учитель биологии и экологии должен мотивировать учеников реализовывать свой творческий потенциал, учить их работать в коллективе, преодолевать трудности на пути к достижению своей цели.

Под экологическим образованием понимается непрерывный процесс обучения воспитания и развития личности, направленной на формирование системы научных и практических знаний и умений, ценностных ориентаций, поведения и деятельности, обеспечивающих ответственное отношение к окружающей социально-природной среде и здоровью. В ряде международных и национальных документов образование в области экологического образования признаётся приоритетным направлением совершенствования общеобразовательных систем.

В нашей школе реализуется программа «Юные хозяева Земли», основная на экологических проблемах местной флоры и фауны, а реализуется она через работу уроков и внеурочные кружки «Экологи» и «Бионик». Данная программа позволяет конкретизировать полученные знания по биологии, как предмету.

Расширение знаний по  экологии в рамках дополнительного образования детей способствует становлению научно-познавательного, эмоционального, нравственного и оценочного отношения к окружающей среде и своему здоровью.   Природные зоны нашего края всё больше и больше подвергаются катастрофическому воздействию человека:

уничтожение лесной и мировой растительности в результате чрезмерных потребительских нагрузок;

постоянное вытаптывание, уничтожение  растений, загрязнении почвы в местах их произрастания;

неправильный, а главное, неумеренный сбор красивоцветущих и лекарственных растений;

повсеместное загрязнение  водоёмов края, обмельчание рек и озёр, исчезновение  по берегам зелёного щита;

уменьшение  количества  рыбы в водоёмах из-за неправильного отлова, браконьерства и других причин;

экологический упадок мест  ближайшего природного окружения посёлков и городов, где концентрируется массовый отдых жителей и проходят туристические тропы.

Эффективность работы обусловлена наличием данной программы экологического воспитания, которая включена в образовательно-воспитательную программу школы по направлениям:

Проектно-исследовательская работа.

Организационно-массовая работа.

Пропагандистская работа.

Озеленение школы и посёлка.

Охрана полезных насекомых, птиц, водоёмов.

В основе этих направлений лежит поисково-исследовательская деятельность, которая включает особенности растительного и животного мира нашей местности.

            Основные формы работы:

Изучение литературы по данным проблемам.

Пропаганда экологических знаний в рамках лектория  для учащихся и родителей.

Организация экскурсий, практических работ, бесед по проблемам экологии края, выставок творческих работи  по охране природы

Организация просмотра кинофильмов  и их обсуждение.

Проведение конкурсов на лучший рисунок, букет, стихотворение, поделки из природного материала.

Проведение праздников: «День птиц», «Русская берёзка» и др.

Наблюдение, исследование, расчёты, измерения, ведение дневников наблюдений.

Проведение рейдов по охране и очистке берегов реки и озёр.

Встречи со старожилами села, обучение интервьюированию, обработке и оформлению собранного материала.

В Законе РФ «Об образовании» определены требования к воспитательной деятельности, где среди важнейших названы:  любовь к окружающей природе, Родине, семье. Поэтому на экологическое воспитание возложена ответственная миссия, так как от сохранения природы зависит жизнь всего человечества.

В ходе реализации программы осуществляется общекультурное воспитание, формирование личности учащихся и развитие их разносторонних способностей.

Реализуя цели программы, наша школа более 10 лет имеет свою систему экологического воспитания.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Путеводитель по Алтаю

Контакты

Алтайский край, г. Барнаул
ул. Пролетарская 164


Тел: 63 48 58
Факс: 63 48 58
Email: mail@akcdutik.ru | заказать диплом

При копировании информации, ссылка на сайт АКЦДЮТиК обязательна

Навигация

  • Наши баннеры
  • Поиск по сайту
  • Документы
  • Вопрос-ответ
  • Обратная связь