Краевое государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей
"Алтайский краевой центр детско-юношеского туризма и краеведения"

Межинская С. В.


Социальное проектирование как активная форма работы по гражданско-патриотическому воспитанию.

 

Межинская Светлана Викторовна, педагог-организатор  МОУ ДОД  «Детско-юношеский центр» г. Новоалтайска.

 

 В городе Новоалтайске существует интересный опыт работы учреждения дополнительного образования со школами города.

  На базе ГДЮЦ города Новоалтайска создан учебно-воспитательный методический комплекс, включающий в себя следующие направления:

- художественно-эстетическое;

- туристско-краеведческое;

- здоровый образ жизни;

- гражданско-патриотическое.

    По каждому направлению работают педагоги-организаторы  Центра, в чью компетенцию входит проведение  среди городских школ различных  массовых мероприятий, конкурсов, соревнований. В Центре регулярно проводятся городские семинары для классных руководителей, вожатых и заместителей директоров школ по воспитательной работе, «школа педагога», где можно поделиться своим опытом, повысить свою компетентность в методическом плане. Формируется  городская методическая база  данных, включающая в себя самые интересные методические разработки, сценарии, игры, праздники - богатый опыт работы педагогов нашего города.

    Хочется подробней остановиться на направлении гражданско-патриотического воспитания, которое я представляю в городе Новоалтайске. Изучение истории и культуры своего народа, своей малой родины открывает огромные возможности в воспитании гармоничного восприятия окружающей социальной среды, современного мира. Без прошлого нет будущего, без сохранения ценностей уходящей эпохи невозможно построить счастливое, перспективное общество. Именно поэтому повсеместно возрождаются школьные музеи, открываются музейные комнаты, создаются поисково-исследовательские отряды.

    Форм работы в этом ключе огромное количество, но мы остановимся на самой популярной - социальном проектировании. Следует отметить, что это одна из самых активных форм, которая позволяет включиться в работу самым разным детям, с различными способностями и интересами.

Возьмем примером последний проект. Он был рассчитан на три года,  и его целью являлось создание музейной комнаты «Боевой Славы города Новоалтайска». Проект разделили на 3 части:

«Служу России!» - сбор материалов о выпускниках школ города Новоалтайска, отличившихся в воинской службе и выбравших для себя жизненный путь солдата;

«Память» - сбор материалов о земляках, погибших в мирное время при исполнении служебного долга перед Отечеством;

«Великая Победа» - сбор материалов о наших земляках ветеранах-фронтовиках Великой Отечественной войны, тружениках тыла, Героях Советского Союза.

    В настоящее время подходит к своему завершению третья часть проекта. Открыть музейную комнату  в юбилейный год со дня Великой Победы символично, ответственно и очень почетно.

   Как же была построена работа, что позволило включиться в проект всем школам города? Решая воспитательные, социальные, развивающие, исследовательские задачи, этот проект объединил детей с хорошими речевыми данными (будущие экскурсоводы), детей-интеллектуалов (будущие исследователи), детей с художественными способностями (будущие художники-оформители), вокалистов и танцоров (будущая концертная бригада), спортсменов (будущие чемпионы соревнований, посвященных 65-летию Победы в Великой Отечественной войне, 20-летию вывода войск из Афганистана), волонтеров (оказание помощи ветеранам) и других детей.

На примере третьей части проекта «Великая Победа» можно увидеть всю основную деятельность ее участников.

            На организационном этапе  в школах создаются инициативные группы, лидеры которых входят в городской поисково-исследовательский клуб на базе ГДЮЦ. Здесь дети  под руководством педагогов получат необходимую помощь в реализации проекта как теоретическую, так и практическую. Проводятся обучающие семинары, мастер-классы, экскурсии, беседы по организации поисково-исследовательской работы в школе, музейной деятельности, социальному проектированию. Так же на данном этапе  происходит изучение нормативно-правовой базы проекта, идет работа в библиотеках и  Интернете. Устанавливаются структурные связи с общественными организациями, семьями фронтовиков. А так же идет изучение актуальности проекта через анкетирование в школах. Вся работа освещается в СМИ.

            На основном этапе проекта проводится  поисково-исследовательская работа в инициативных группах школ города под руководством городского поисково-исследовательского клуба и педагогов. Продолжается освещение работы по проекту через СМИ. Так же на данном этапе проводится ряд традиционных городских мероприятий, объединенных общими целями  и посвященных 65-летию Победы:

Городская выставка - конкурс декоративно - прикладного творчества детей «Рождественский фронтовой сувенир»;

Слет юных патриотов города Новоалтайска;

Городской конкурс рисунков «Салют, Победа!»;

Городской конкурс декоративно - прикладного творчества «Город мастеров», посвященный 65 - летию Победы;

Заочная творческая  викторина «Знаешь ли ты историю Великой Отечественной войны?»;

Конкурс слайдовых презентаций «Чтобы помнили»;

Городской сбор актива детских и подростковых организаций города Новоалтайска «Лидер - 2010», посвященный 65-летию Победы.

Городские соревнования по спортивному ориентированию, посвященные 65-летию Победы.

Участие в городских мероприятиях каждой школы является обязательным и отражает активную творческую работу школ в городском проекте,  что  учитывается при подведении итогов на заключительном этапе проекта.

            На заключительном этапе проекта  проводится подведение итогов работы над проектом и открытие музейной комнаты  «Боевой Славы города Новоалтайска» с приглашением городской администрации, Совета ветеранов Великой Отечественной войны, Совета ветеранов Афганистана и Чечни, Комитета солдатских матерей, Комитета по образованию, военкомата.

     Если мы проанализируем все этапы представленного проекта, то убедимся, что он охватывает огромное количество школьников одновременно, занимая их различными видами деятельности, раскрывая их творческий потенциал, способности  и таланты в разных сферах, одновременно развивая  личность каждого ребенка.

    В процессе такой работы, объединяющей мысли и души всех участников, и формируется та любовь к  Родине,  о которой так много говорится и которая уже не имеет той популярности у подрастающего поколения, что в веке прошедшем. Когда ребенок будет чувствовать себя сопричастным с каким-либо важным событием и делом, совершающимся вокруг, именно тогда он почувствует свою значимость и ощутит себя частицей своего Отечества.

 

     

 

Путеводитель по Алтаю

Контакты

Алтайский край, г. Барнаул
ул. Пролетарская 164


Тел: 63 48 58
Факс: 63 48 58
Email: mail@akcdutik.ru | заказать диплом

При копировании информации, ссылка на сайт АКЦДЮТиК обязательна

Навигация

  • Наши баннеры
  • Поиск по сайту
  • Документы
  • Вопрос-ответ
  • Обратная связь