Краевое государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей
"Алтайский краевой центр детско-юношеского туризма и краеведения"

Климанева Л. Г., Даньшин О. В.


 Л.Г. Климанёва, О.В. Даньшин.

Муниципальное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №40 им. В. Токарева», г. Бийск.

Реабилитация детей с ограничением слуха

при занятиях туризмом на уроках физической культуры и внеурочной деятельности.

Развитие общества, науки и техники, рост производительности труда, интенсификация производственных процессов, применение компьютерных технологий сопровождаются повышением ритма жизни, увеличением числа стрессовых ситуаций, нарушением экологического баланса в природе, поэтому важной задачей становятся восстановление психофизических ресурсов общества и трудоспособности человека, рациональное использование свободного времени. Наиболее сложно проходит адаптация в современном обществе у детей с ограниченными возможностями.

Основной функцией образования с социальной точки зрения является воспроизводящая функция, направленная на восстановление сил и адаптацию данной группы детей. Привитие навыков туризма на уроках физической культуры и внеурочной деятельности являются одной из форм социализации детей.

Использование подобного рода практики в образовательном процессе позволяет изменить характер деятельности и окружающие условия, активно познавать явления природы, традиции, устанавливать новые социальные контакты, дружеские и деловые связи.

Мы начинаем приходить к пониманию, что очень многое в подходах к обучению, воспитанию глухонемых и адаптации их к жизни нужно менять. Поэтому проблема обучения и адаптации детей с нарушениями слуха весьма актуальна для города Бийска. В связи с большим количеством неслышащих детей в городе Бийске с сентября 2001 года открыты классы для детей с нарушениями слуха в массовой школе. Данные классы для детей с нарушением слуха были переведены из МОУ «Кадетская школа» в МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 40 имени В. Токарева», в связи с этим основной задачей стала организация учебно-воспитательного процесса в школе № 40 и адаптация детей в новом коллективе.

В МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 40 имени В. Токарева» созданы благоприятные условия для социальной адаптации детей-инвалидов. Педагогический коллектив проводит системную работу по организации внеклассной деятельности глухих и слабослышащих детей. Ученики быстро влились в новый коллектив, контактируют со сверстниками из других классов. Участвуя в проекте «Образовательная сеть «Школы здоровья» Алтайского края» с 2003 года по 2008 год, школа № 40 являлась краевой экспериментальной площадкой.

В школе создана и реализуется программа «Здоровье», которая представляет собой долгосрочный нормативно-управленческий документ, характеризующий проблемы и достижения, основные тенденции, цели и задачи обучения, воспитания и развития учащихся в области здоровья. Согласно «Концепции образовательного процесса школы, формирующего здоровье детей» работа ведётся в двух направлениях: медицинском (физическое и психологическое здоровье) и педагогическом (нравственное здоровье). В настоящее время на базе МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 40 им. В. В. Токарева» существует 6 классов, где обучаются 21 ребенок-инвалид. С 2003 года школа активно сотрудничает с КГОУ НПО «ПУ-4», в котором учащиеся продолжают обучение и получают профессиональное образование и специальность. С 11.01.2010 года школа заключила договора о совместной деятельности школы и кафедры психологии и коррекционной педагогики БПГУ им. В.М. Шукшина и Краевым реабилитационным центром. Глухие дети нуждаются в определенных условиях обучения. Резкое недоразвитие речи или ее отсутствие, проблемы физического развития затрудняют контакты неслышащего ребенка с окружающим миром, нарушают процесс формирования познавательной деятельности и в целом его личности. Также важно, что нарушение слуха влияет на психическое развитие ребенка. Для его полноценного развития ему нужно находиться в речевой среде весь день, но в рамках школы сделать это невозможно, поэтому большая часть ложится на родителей, но и они не в силах помочь своему ребенку, т.к. не владеют специфическими методами обучения.

Глухие дети более чем другие нуждаются в индивидуальном подходе, в ориентации на личность каждого ученика. От того, как происходит обучение неслышащего, зависит его дальнейшая судьба. Больно осознавать, что недуг возводит между ребенком и окружающими людьми незримую преграду, изолирует его от мира. Однако, это вовсе не значит, что жизненный удел такого ребенка - одиночество и изоляция. За полноценное существование ребенка можно и нужно бороться.

Школа должна стать тем местом, где обеспечивается оптимальный уровень интеллектуального, духовно-нравственного, социально-культурного и физического развития личности каждого ученика на основе его природных задатков и возможностей.

Эффективное решение этих проблем зависит от множества факторов, связанных с областью медицины, техники, экономики, педагогики, культуры и т.д. Среди них можно выделить и такой фактор, как организация свободного времени инвалидов. От того, каким образом используется свободное время, чем оно заполняется, во многом зависит не только здоровье и самочувствие инвалидов, но и их активность вне рамок свободного времени.

Исходя из этих соображений, важно было обеспечить рациональную организацию свободного времени лиц с ограниченными возможностями здоровья; планомерный и целесообразный подбор таких привлекательных и доступных средств, форм его проведения, которые позволяют этим лицам не только нормально отдыхать, развлекаться, но также формируют у них установку на активное участие в различных сферах общественной жизни, в определенной степени готовят их к этому, развивают соответствующие знания и умения. Инвалидам нужен, в первую очередь, шанс (хотя бы в сфере свободного времени), чтобы доказать себе и обществу право на активное существование в умственном и физическом плане.

Проводимые мероприятия с элементами туризма и краеведения во внеурочной работе вызывают контрастную перемену в монотонной жизни и однообразной окружающей обстановке у данной группы детей, способствуют их более активной вовлеченности в жизнь общества.

Туризм положительно влияет на развитие личности ребенка, его социализацию. Он обладает восстановительной функцией и несет в себе большой гуманитарный потенциал. Для человека всегда очень важно увидеть своими глазами, услышать, потрогать, попробовать все самому.

Такой подход предполагает формирование адаптивной социально-образовательной среды, включающей все многообразие различных типов образовательных учреждений.

Учитель, проводящий реабилитационные мероприятия с ребенком, старается использовать комплекс всех педагогических мероприятий, ориентироваться на конечную цель - восстановление личного и социального статуса инвалида.

Опыт работы показал, что дети с удовольствием играют, участвуют во всех мероприятиях, особенно спортивного характера. Интересны мероприятия: «Природа родного города» (однодневный поход в пригородную зону, знакомство с флорой и фауной); «Операция «ЗАЩИТА» (выезд на местность с имитацией последствий стихийных бедствий, аварий, пожаров); «Зима! Туристы торжествуют!» (спортивно-туристические эстафеты на лыжах, в ходе которых осуществляются обучение, затем проверка умения передвигаться в связке, спуска, подъема в гору на схватывающем узле, транспортировки пострадавшего); «Сильные, ловкие, смелые!» (спортивные, туристические эстафеты, посвященные Дню защитника Отечества); «Операция «03» или «СКОРАЯ ПОМОЩЬ» (проверка умения: оказывать первую доврачебную медицинскую помощь при травмах, ожогах, солнечном ударе; накладывания жгута, различных повязок; переносить пострадавшего; распознавать съедобные и ядовитые растения, грибы, ягоды, произрастающие в Алтайском крае); «Операция «СЛЕДОПЫТ» (проверка знаний топографии, умения ориентироваться на местности, по компасу, определение сторон горизонта, вязание узлов); «Полоса выживания» (соревнования по преодолению полосы препятствий на пересеченной местности, установка палатки, разжигание костра) и др.

Участие в спортивных соревнованиях дает возможность ребенку с ограниченными возможностями здоровья испытать радость победы, достигнутой на основе воли, настойчивости, длительной подготовки, самоотверженного труда. Он получает возможность пережить необычайно радостное чувство победы над самим собой, над своими слабостями и недостатками, радость самоутверждения, самореализации и самосовершенствования, радость ощутить себя полноценным, а не ущербным человеком. Он получает возможность достигнуть то, что на первый взгляд кажется просто фантастичным и невозможным. Педагоги нашей школы стараются помочь ребенку овладеть необходимыми знаниями, навыками, умениями, соответствующими существующим базовым стандартам.

В этих условиях он учится действовать в группе, в команде; учится подчинять свои интересы и желания желаниям и интересам других. Расширяются представления об окружающем мире, совершенствуется речь ребенка, потому что он общается с большим количеством говорящих и слышащих людей разного возраста. Одна из задач данных занятий (туристических походов, спортивных эстафет и др.) - помочь глухим учащимся выбрать доступную, интересную и нужную профессию, овладеть ею и успешно трудиться в коллективе. В краеведческих экскурсиях и мини- походах, соревновательных мероприятиях намного увеличиваются возможности адаптации. Затем это переносится в каждодневную жизнь. У детей повышается способность к самоадаптации.

В дальнейшем предполагается расширить рамки занятий туризмом, т.е. прививать навыки, полученные в туристической, практической деятельности (включение детей-инвалидов в экспедиции СО РАН, оказание помощи службы волонтеров детям - инвалидам в учебном процессе и при занятиях спортом, реализация научно-исследовательских проектов и участие детей - инвалидов в конкурсах и конференциях различного уровня и т.д.)

Подобная деятельность не имеет развлекательного характера, а направлена на развитие у детей-инвалидов самосознания, самоопределение подростка, нормальной социализации в обществе. Содействие воспитанию и обучению приведет к повышению эффективности учебно-воспитательной работы, выведет школу на более качественный уровень образовательных услуг по проблеме адаптации детей-инвалидов в городе.

Туризм помогает восстановить и психические ресурсы человека. Отдых при этом носит активный характер, включая разнообразные развлечения, которые помогают отвлечься от монотонности быта и работы, познать мир шире, познакомиться с различными традициями, обычаями, новыми людьми, узнать неизвестные ранее природные явления.

Туризм предоставляет возможности для развития личности. Гуманитарное значение туризма не только в его познавательности, но и в мирной направленности, в интеллектуально-воспитательном воздействии на личность, особенно на подрастающее поколение. Таким образом, глухие дети приобщаются к культуре, с одной стороны, и интегрируются в общество, с другой. Успех данных мероприятий очевиден. А значит, барьер между слышащими и глухими может быть преодолен. Для этого нужна вера. Вера в то, что мир глухих детей можно сделать намного интереснее, богаче. И надежда на то, что слышащие откликнутся на их призыв. Реализация описанных мероприятий и включения глухих и слабослышащих детей в социум поможет им вырасти раскрепощенными, открытыми к контактам, самостоятельными. Тесная связь в работе индивидуальных реабилитаторов и родителей, преемственность в занятиях приводит к развитию слухового восприятия, формированию речевого общения.

 

Путеводитель по Алтаю

Контакты

Алтайский край, г. Барнаул
ул. Пролетарская 164


Тел: 63 48 58
Факс: 63 48 58
Email: mail@akcdutik.ru | заказать диплом

При копировании информации, ссылка на сайт АКЦДЮТиК обязательна

Навигация

  • Наши баннеры
  • Поиск по сайту
  • Документы
  • Вопрос-ответ
  • Обратная связь