Краевое государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей
"Алтайский краевой центр детско-юношеского туризма и краеведения"

Гребенькова З. П.


 З.П.Гребенькова 

МОУ «Пановская СОШ» Ребрихинского района Алтайского края

Воспитание патриотизма и любви к малой родине по произведениям Г. Панова

Что такое патриотизм? Какого человека можно назвать патриотом? Ответы на эти вопросы достаточно сложны. Патриотизм - это очень сокровенное чувство,
 находящееся глубоко в душе. О патриотизме судят не но словам, а по дедам каждого человека. Патриот не тот, кто сам себя так называет, а тот, кого будут чтить в этом качестве другие, прежде всего его соотечественники.

35 лет работаю учителем начальных классов. Опыт моей работы позволил мне сделать вывод, что патриотическое воспитание младших школьников имеет определенную  специфику. Возрастные особенности учащихся начальных классов диктуют обращение не к абстрактно - логической, а к эмоциональной сфере детей.

Любимый край и есть тот исток, начало, откуда человек делает первый шаг в большой мир, С родного уголка земли начинается для маленького человека огромная страна. гражданином которой он, повзрослев, осознает себя.

Особую роль я отвожу воспитанию младших школьников на примерах изучения жизни знаменитых земляков - алтайцев: Героя страны М.Т.Калашникова;
писателя, актера, режиссера В.М Шукшина; поэта Г.П.Панова.

Один из них принес большую пользу России, другой прославил свою малую родину  - Алтай. А поэт Г.Панов, наш земляк, односельчанин воспел в своих стихах
 ело, которому более 240 лет, его природу, своих родственников и односельчан, среди которых он рос, учился и работал.

 

Завари листом смородины чай.

И чуткою душой

Сам поймешь - без малой родины

Нет понятия большой, - писал Г, Панов.

Малая родина - это место, где ты родился и рос. И у каждого человека своя малая родина, независимо от того, большой ли это город или маленькая деревушка.
Г.Панов это очень тонко чувствовал и передавал в своих стихах.

Я хочу всем сердцем и душой

Знать - куда б судьба не завела.

Есть на карте Родины большой

Родинка родимого села.

И я учу младших школьников любить свою малую родину - старинное село Паново, судьба которого оказалась, как и судьбы многих тысяч деревень, очень и очень нелегкой. Так кот большинство сел разоряются и умирают. В стихотворении «Запоздалое признание» Г. Панов писал:

«Я приехал в родную деревню

И с нечаянной грустью открыл,

Что уже позасохли деревья,

На которых я гнезда зорил.

Да, много изменилось. Неизменными остались только люди, живущие здесь, отзывчивые и простые.

«Жизнь - уток

А родина основа,

Незаемной речи благодать.

Я живу, товарищи, в Паново.

Далеко - с балкона не видать.

Место  - во -

Курорт, а не опала:

Бор сосновый, речка и мосток.

От Москвы не много и не мало,

Тыщи три по шпалам на восток...»

Все эти замечательные строки написал поэт о нашем селе. В них большая гордость за свое село и огромная сыновья любовь к нему.

Главный труд школьников - учеба. В качестве эпиграфов или литературных заставок использую стихи Г.Панова, которые усиливают воспитательный потенциал
уроков русского языка, литературного чтения и окружающего мира. Они способствуют утверждению ценности гражданского общества, становлению личности младших школьников.

 Березу со стволом в обохват

Срубил в лесу какой-то хват..

Потешил просто силу в сласть,

А та береза жить хотела.

Из согры к солнышку рвалась.

(Окружающий мир. Тема: «Охрана природы»)

Глубокий след оставляют такие стихи в душе маленького человека. Они учат школьника быть гражданином, патриотом своей родины, вызывают чувство ответственности за все . что окружает его. А это соответствует Государственному стандарту общего образования в начальной школе.

Особую роль в учебном процессе отвожу экскурсиям в природу, как средству привития любви к родному краю. Поэзия Г.Панова - неотъемлемая часть таких
 экскурсий. Хотя всю свою взрослую жизнь поэт прожил в городе, но любил он только деревню, родное село с неповторимой природой, которую и воспевал в своих стихах.

Над тихой речкой светлый бор.

Сосна к сосне    как на подбор.

Плеснет волна в реке со дна-

И к солнцу тянется сосна...

... Речушка вся в зеленой ряске,

Лишь у мостка купавий глаз,-

Отсюда в пору первой сказке

Твоя Россия началась...

Велика роль школьного музея в патриотическом воспитании учащихся. Краеведческий музей села Паново - место, где хранятся память литературного наследия поэта. Ребята моего класса - постоянные посетители школьного музея. При этом использую такие формы работы с детьми, как:

лекции о жизни и творчестве поэта;

знакомство с экспонатами и экспозициями зала

проведение конкурсов чтецов в дни памяти поэта
Судьба отпустила Г.Панову только 50 лет жизни.

...как мало отпускается на жизнь !

Как много дается

На бессмертье!

Ежегодно в селе Паново проходят краевые литературные чтения именно этого известного на Алтае поэта. Формы проведения чтений разнообразны. Они включают в себя:

праздники улиц;

встречи читателей с писателями;

литературные праздники;

театрализованные представления;

презентации книг поэта;

конкурсы художественной самодеятельности и др.

Учащиеся моего класса и их родители - активные участники Пановских чтений, они наполняют души детей гордостью за свою сопричастность к таланту поэта-
 земляка, который принес славу родному селу. А это тоже способствует привитию патриотизма и любви к малой родине.

Пятый год педагогами нашей школы реализуется Программа развития воспитания «Я - позиция». Стихи Г, Панова помогают глубже раскрыть тематику таких классных часов, праздников, родительских собраний, как:

«Откуда пришла моя фамилия?»

«...Часто слышу - вопрос не в новостях:

Разгадай нам загадку слов:

Толь село по тебе - Паново,

То ли ты по селу - Панов...

 

«Кем были мои прадеды?»

Знаю:

Древний как из сказания

С пропыленною бородой

Прошагал мой дед из Рязани

И срубил на Алтае дом.

 

«Мои знаменитые тезки.»

« Из истории моей школы»

 «Героическое прошлое моей родины»

«Известные люди нашего села»

На одном из сборников, подаренных поэтом, есть такая надпись: «... Самой замечательной на земле, самой скромной деревянной школе. В день её 50лтетия, эти, идущие от сердца слова: ...

За свои нелегкие полвека

Ты учила многих понимать:

Три святыни есть у человека -

Родина, учительница, мать!

Детство тем помнится, что оно проходит в школе. Воспоминания о школьных друзьях, о своей первой учительнице навсегда остаются в наших сердцах светлыми
 и приятными. Стихи Г. Панова, которые он посвятил школе, своей первой учительнице Кузнецовой Юлии Федоровне вызывают глубокое уважение и трепетное отношение к шкоде, учителям. А это в современное время, когда утрачены многие духовные ценности, очень важно и патриотично.

Вы помните, Юлия Федоровна,

У вас ученик был такой.

Вы бились над ним, а он

Все равно писал левой рукой...

Нас учили мудрости не боги -

Школа, жизнь и постоянный труд.

Все пути от школьного порога

Начались и все к нему ведут.

Организация детского отдыха в летнее время дает богатейшие возможности воспитания любви к родному селу, глубокого уважения к его жителям.

Уже три года я совершаю однодневные походы - экскурсии с учащимися летнего оздоровительного лагеря.

2007 год «Известные люди нашего села»

( Встречи с учителями, хлеборобами, детьми военной поры улицы Песчаной)

 2008 год - «Знаменитые люди села»

( Встречи с ветеранами Великой Отечественной войны и тружениками тыла улицы
Амурской)

2009 год - «Памятные места села Паново»

(Совместный мини - проект с учителем истории об историческом прошлом улиц
заречных: Орловская, Набережная, Мамонтова.)

Совместная работа по краеведению с учителем истории Кляус Н.И. вылилась в  литературно - историческое путешествие по родному селу, путеводителем по
достопримечательностям села стали стихи Г. Панова:

Незазорно ради основы

Покопаться в родной золе,

Я, Панов, из села Панова

Говорю о своем селе...

Началом путешествия , конечно же, является школа, которая носит имя поэта. Далее путь проходил по старинным улицам села, где сохранились дома - столетники, с резными наличниками, журавлями - колодцами. И каждый раз встречи, встречи со старейшими жителями села, ветеранами Великой Отечественной войны, тружениками тыла:

Без примет родимой улицы,

Что растрогали до слез:

Дом Бакулиных ссутулился.

Дом Поповых в землю врос...-

призывают школьников задуматься о судьбе своего постаревшего села, близкого человека, соседа и , в конце концов, самого себя, как частицы родного места.

В настоящее время одной из проблем начальной школы является нежелание детей читать. Как учитель начальных классов использую различные методы и формы работы по привитию у детей интереса к чтению.

Встреча с библиотекарем является одной из ведущих форм такой работы. Библиотекарь Мотовилова В.П. - поклонница таланта земляка Г.Панова. Она широко
 распространяет творчество поэта среди юных читателей. Сельская библиотека стала центром воспитания патриотизма и любви к родному селу. При этом библиотекарь использует нетрадиционные формы работы с учащимися:

Устный журнал «Поэт Г. Панов -  наш земляк»

Литературная гостиная «Право на заслуженную память»

Презентация книги «Сын села» (коллективный портрет поэта)

  • Выставки книг: «Я Панов из села Панова

                                   говорю о своем селе»

«Литературные таланты - наши земляки»

«Как мало жизнь  поэтам дарит лет»

Учащиеся моего класса принимают активное участие в проведении данных мероприятий, являются победителями и участниками различных конкурсов по истории села.

Наша совместная творческая работа способствует не только расширению читательского кругозора, но и воспитанию у детей младшего возраста любви к малой
родине, гордости за родную землю, которая взрастила такой талант, и это тоже патриотично !

Мало воспевать свой родной край, надо вслушиваться в голос истории, осмысливая её связь с современностью. Стихи Г.Панова о войне яркое тому подтверждение. В стихотворении «Родовое мое село», он написал:

... И село мое с обелисками

Под бессмертной земной звездой...

Обелиски... Сколько их по всей России?! Это символы памяти о погибших. Есть такие обелиски (их два) и у нас в селе. Ведь 720 человек проводило село на фронт.

Память, стой!

Давай приблизим снова

Этот миг суровый и святой.

Я хочу сказать сегодня слову

О глубинке, о военной той.

И платки повязав сурово.

Провожало на фронт Паново

Половину, считай, полка...»

240 односельчан остались на поле боя, 111 из них пропали без вести.

Мир пропах черемухой снова,

И рассеянные по фронтам

Воротились не все в Паново,

Каждый третий остался там...»

Эти строки из поэмы Г.Панова «Фронт и тыл» всегда звучат на траурных митингах, посвященных дню Победы.

В год 65-летия Победы стихи Г.Панова приобретают особо важное воспитательное значение. Они звучат на классных часах, уроках мужества, во время встреч с ветеранами Великой Отечественной войны и вызывают в душах детей  чувство гордости за героическое прошлое большой Родины и чувство скорби за своих погибших односельчан. А фамилии на мемориальных досках напоминают детям, что. защищая Родину, на поле боя остались их прапрадеды. И поэтому с большим трепетом и любовью учащиеся школы ежегодно облагораживают территорию обелисков, парк Памяти. Вместе с детьми мы высаживаем цветы у обелиска, поливаем их, пропалываем. А в день Победы 9 мая и в день Памяти 22 июня возлагаем цветы, чтим память погибших минуутой молчания, читаем стихи о войне, о мире, о детстве. Считаю, что участие детей в данных мероприятиях только усиливает чувство патриотизма и любви как к большой, так и малой родине.

Российский учтитель активно участвует в формировании у детей чувства патриотизма, социальной и гражданской ответственности не только системой своих уроков и внеклассных мероприятий, но и, главное, своим личным примером, так как вся жизнь и деятельность нашего учителя в современных условиях - пример высокого гражданского служения, проявления истинной любви к своей родине.

Как учитель и как человек, проявляю активное участие в жизни школы и села, пропагандирую духовное наследие поэта - земляка.

Учащиеся моего класса являются победителями и призерами различных конкурсов чтецов: два года подряд мой класс - лучший исполнитель солдатской песни фестиваля «Виктория» в рамках села Панова. В 2009 году заняла второе место в районном конкурсе «Самый классный классный» в номинации «Из опыта работы по выстраиванию взаимоотношений: классный руководитель - ученик- родитель».

Сама уже 17 раз приняла участие в организации и проведении Краевого литературного праздника «Пановские встречи»; являюсь активной участницей художественной самодеятельности,  принимаю участие в ежегодном фестивале цветов и цветников, конкурсе усадеб (где мой дом был отмечен как «Усадьба высокой санитарной культуры»).

Глубоко чувствуя себя патриотом села, края, страны, всей своей жизненной позицией, каждодневным учительским трудом прививаю чувство патриотизма через
творчество Г.Панова у учеников, своих собственных детей и внуков.

Какой будет Россия завтра во многом зависит от того, как мы сумеем воспитать подрастающее поколение, которому суждено сохранить родное село, литературно - духовное наследие поэта - земляка Г. Панова.

Список литературы:


1.Панов Г.П.        Отрада.    Алтайское книжное издательство. 1977 г.

2.Панов Г.П.        Высокий полдень. Алтайское книжное издательство. 1980 г.

3.Панов Г.II,         Отчина, Алтайское книжное издательство. 1984 г.

4.Панов Г.П.         Добрая воля. Алтайское книжное издательство. 1987г.

З.Вырщиков АН   Настольная книга по патриотическому воспитанию школьников,

      ООО «Глобус» 2007 г.

6.  Свинцов В.Б.      Сын села. Коллективный портрет поэта Г.Панова. Барнаул 2008 г.

7. Стариков М.Ф. Панов Г.П. Нашей юности недавней подпоем. Сборник песен, Барнаул, 2009.

 

Путеводитель по Алтаю

Контакты

Алтайский край, г. Барнаул
ул. Пролетарская 164


Тел: 63 48 58
Факс: 63 48 58
Email: mail@akcdutik.ru | заказать диплом

При копировании информации, ссылка на сайт АКЦДЮТиК обязательна

Навигация

  • Наши баннеры
  • Поиск по сайту
  • Документы
  • Вопрос-ответ
  • Обратная связь
Полюшко декоративные и промышленные наливные полы. Полюшко декоративные и промышленные наливные полы.