Краевое государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей
"Алтайский краевой центр детско-юношеского туризма и краеведения"

Чернова Н. И., Даньшин О. В.


 Н.И. Чернова, О.В. Даньшин

Муниципальное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №40 им.В.Токарева», г. Бийск.

Роль музея в формировании образовательно - воспитательной среды школы.

Слово «музей» происходит от греческого «museion» и латинского «museum» - «храм». Музей - место, посвященное наукам и искусствам. Музей - учреждение, которое занимается собиранием, изучением, хранением и показом предметов и документов, характеризующих развитие природы и человеческого общества и представляющих историческую, научную или художественную ценность.

Детская аудитория традиционно является приоритетной категорией музейного обслуживания. Кроме того, сейчас уже ни у кого не вызывает сомнения, что приобщение к культуре следует начинать с самого раннего детства, когда ребенок стоит на пороге открытия окружающего мира.

Школьные музеи, безусловно, можно отнести к одному из замечательных феноменов отечественной культуры и образования. Такие музеи возникли как межпредметные кабинеты для хранения учебно-наглядных пособий по истории и природе родного края: собрания оформленных учащимися краеведческих материалов - гербариев, минералов, фотографий, воспоминаний и других предметов и документов. Школьные музеи в течение сравнительно короткого времени получили широкое распространение в педагогической практике как эффективное средство обучения и воспитании.

Наш историко-краеведческий музей «Наследие» МОУ «Лосихинская СОШ» Косихинского района был создан в 1983г. по инициативе бывшего директора школы. В музее школы учащиеся занимаются поиском, хранением, изучением и систематизацией подлинных памятников истории, культуры, природы родного края, различных предметов и документов.

Цель деятельности школьного музея

Целью создания и деятельности школьного музея является всемерное содействие развитию коммуникативных компетенций, навыков исследовательской работы учащихся, поддержке творческих способностей детей, формированию интереса к отечественной культуре и уважительного отношения к нравственным ценностям прошлых поколений. Музей является не просто особым учебным кабинетом школы, но одним из воспитательных центров открытого образовательного пространства.

Цель музейной деятельности - формирование чувства ответственности за сохранение природных богатств, художественной культуры края, гордости за свое Отечество, школу, семью, т.е. чувства сопричастности к прошлому и настоящему малой родины.

Школьный музей, являясь частью открытого образовательного пространства, выполняет роль координатора военно-патриотической деятельности образовательного учреждения, является связующей нитью между школой и другими учреждениями культуры, общественными организациями.

Задачи школьного музея.

Одной из основных задач музея остается воспитание патриотического сознания школьников. Как известно, музей осуществляет связь времен. Он дает нам уникальную возможность сделать своими союзниками в организации учебно-воспитательного процесса поколения тех, кто жил до нас, воспользоваться их опытом в области науки, культуры, образования. Прошлое не исчезает бесследно, оно пробивается в настоящее, оставляя тысячи свидетельств своего существования в виде памятников материальной и духовной культуры, которые хранят и пропагандируют музеи.

Музей обладает огромным образовательно-воспитательным потенциалом, так как он сохраняет и экспонирует подлинные исторические документы. Эффективное использование этого потенциала для воспитания учащихся в духе патриотизма, гражданского самосознания, высокой нравственности является одной из важнейших задач школьного музея.

Участие детей в поисково-собирательной работе, изучении и описании музейных предметов, создании экспозиции, проведении экскурсий, вечеров, конференций способствует заполнению их досуга. В процессе исследовательской деятельности учащиеся овладевают различными приемами и навыками краеведческой и музейной профессиональной деятельности, а в ходе краеведческих изысканий - основами многих научных дисциплин, не предусмотренных школьной программой. В зависимости от профильной тематики школьного музея дети знакомятся с основными понятиями и методиками генеалогии, археологии, источниковедения, этнографии, музееведения и т.п.

Кроме того, учащиеся постигают азы исследовательской деятельности. Они учатся выбирать и формулировать темы исследования, производить историографический анализ темы, заниматься поиском и сбором источников, их сопоставлением и критикой, составлением научно-справочного аппарата, формулированием гипотез, предположений, идей, их проверкой, оформлением выводов исследования и выработкой рекомендаций по использованию достигнутых результатов. В итоге у детей формируется аналитический подход к решению многих жизненных проблем, умение ориентироваться в потоке информации, отличать достоверное от фальсификации, объективное от субъективного, находить взаимосвязи между частным и общим, между целым и частью и т.п.

Школьный музей является своеобразным учреждением, поскольку он ведет в меру своих возможностей поисково-собирательную работу, экспонирование и пропаганду имеющихся коллекций в соответствии с учебно - воспитательными задачами школы.

Школьный музей имеет ряд признаков:

1. Основной признак любого музея, в том числе и школьного, - наличие фонда подлинных материалов, представляющих собой первоисточники сведений об истории общества. Эти предметы и документы составляют основу музея.

2. Каждый музей предполагает наличие экспозиции. Экспозиционные материалы музея должны с достаточной полнотой и глубиной раскрывать содержание избранной темы. Материалы экспозиции выставляются в определенной системе - в соответствии с логикой разделов музея.

 3. Музей имеет необходимые помещения и оборудование, обеспечивающие хранение и показ собранных коллекций.

4. Обязательное условие функционирования школьного музея - постоянный актив учащихся - Совет музея, способных вести под руководством педагога систематическую поисковую и исследовательскую работу, участвовать в комплектовании, учете и хранении фондов, в показе и пропаганде собранных материалов.

5. В деятельности музея должны прослеживаться элементы социального партнёрства.

Только при наличии всех этих признаков можно говорить, что в школе имеется музей. Специфична и образовательно-воспитательная деятельность школьного музея. Она реализуется через различные формы экспозиционно-выставочной и массово-просветительской работы и ставит целью передачу знаний посетителям музея и идейно-нравственное воздействие на них посредством личного участия в работе музея. Ребенок выступает здесь не как потребитель продукта музейной деятельности, а как активный его создатель. Участвуя в поисково-собирательской работе, учащиеся постоянно соприкасаются с историей школы, села независимо от того, какую тему они изучают.

Феномен школьного музея состоит том, что его образовательно-воспитательное влияние на детей наиболее эффективно проявляется в процессе их участия в осуществлении различных направлений музейной деятельности.

Школьный музей обладает практически неограниченным потенциалом воспитательного воздействия на умы и души детей и подростков. Участие в поисково-собирательской работе, встречи с интересными людьми, знакомство с историческими фактами помогают учащимся узнать историю и проблемы родного края изнутри, понять, как много сил и души вложили их предки в экономику и культуру края, частью которого является семья и школа. Это воспитывает уважение к памяти прошлых поколений, бережное отношение к культурному и природному наследию, без чего нельзя воспитать патриотизм и любовь к своему Отечеству, к малой Родине.

Школьный музей дает возможность детям попробовать свои силы в разных видах научной и общественной деятельности. Участвуя в краеведческих походах и экспедициях, школьники получают физическую закалку, учатся жить в автономных условиях. Много практических навыков приобретают они и в процессе обеспечения научно - исследовательской деятельности музея. Это навыки поисковой работы, умение описывать и классифицировать исторические источники, реставрировать исторические документы, сопоставлять факты и др.

Школьный музей - это сложный организм. Его жизнеспособность целиком зависит от слаженной творческой работы коллектива педагогов и учащихся. Музейно-краеведческая работа - своего рода социальное сито, в процессе которой дети познают важность коллективной деятельности, учатся выбирать и критиковать своих лидеров, аргументированно дискутировать, руководить своим участком работы и отвечать за свои поступки и решения.

Школьный музей позволяет репетировать социальные роли, у ученика возникает возможность выступать попеременно и в роли лидера, и в роли исполнителя. Работа в составе Совета школьного музея, являющегося органом ученического соуправления, прививает участникам навыки управленческой деятельности, воспитывает чувство сопричастности с происходящими событиями

Эффективность работы музея обусловлена наличием программно-целевого плана, который включен в образовательно-воспитательную программу школы.

Наш историко - краеведческий музей «Наследие» работает по двум направлениям:

Военно-исторический раздел:

Борьба трудящихся за Советскую власть.

Великая Отечественная война.

Период послевоенного строительства.

Летопись школы.

Этнографический раздел:

«Русская изба».

В основе работы музея лежит собирательская и поисково- исследовательская деятельность. В основном, это стационарный поиск, включающий в себя такие формы, как сбор устных и письменных источников, предметов старины, характеризующих этнографические особенности села.

Результативность этой деятельности определяется количеством экспонатов, материалов, представляющих сегодня фонд музея.

Здесь собрано более 800 экспонатов этнографического профиля: предметы культуры и быта людей, проживающих на территории села с момента его образования; военно-исторического профиля: письма с фронта, документы, фотографии, награды, статьи из газет, документы того времени. Собран также материал о тружениках тыла, о восстановлении социалистического хозяйства в послевоенные годы, героях труда. Кроме этого ведётся летопись школы. Все материалы в музее - подлинные. Учет и хранение ведётся в соответствии с Положением о школьном музее.

Формы работы историко - краеведческого музея:

 обзорное посещение музея посетителями;

тематические беседы, лекции, экскурсии;

тематические выставки;

персональные выставки;

семейные выставки;

клуб интересных встреч «Званые гости»;

«Музей на дому»;

проведение уроков памяти и мужества, тематических классных часов, круглых столов;

проведение операции «Забота»;

участие в конкурсах исследовательских работ различного уровня;

пропаганда работы музея через средства массовой информации.

 

В своей работе мы соблюдаем следующие принципы:

систематическая связь с уроками, со всем учебно-воспитательным процессом;

проведение научного и учебно-исследовательского поиска, включающего в себя краеведение как базу развития и деятельности школьного музея;

использование в учебно-воспитательном процессе разнообразных приемов и форм учебной и внеурочной работы музейных уроков, школьных лекций, семинаров, научно-практических конференций, поисковой и проектной деятельности, шефской помощи ветеранам и др.;

опора музейной деятельности на предметные кружки и факультативы, элективные курсы;

самостоятельность, творческая инициатива учащихся, выступающая важнейшим фактором создания и жизни музея;

помощь руководителю музея, Совету музея со стороны учительского коллектива, ветеранов труда;

связь с общественностью, с ветеранами войны и труда, ветеранами локальных войн, ветеранами педагогического труда;

обеспечение единства познавательного и эмоционального начал в содержании экспозиций, проведении экскурсий, во всей деятельности музея.

В Законе РФ «Об образовании» определены требования к воспитательной деятельности, где среди важнейших названа задача патриотического воспитания, воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье. В законе отмечается, что содержание образовательной деятельности общества должно быть ориентировано на воспитание патриотизма и гражданственности через формирование адекватной мировому уровню общей культуры, интеграции личности в национальную и мировую культуру, формирование человека, интегрированного в современное общество и нацеленного на совершенствование этого общества. Поэтому на музеи возложена ответственная миссия, от их деятельности в значительной степени будет зависеть возрождение страны, потому что они являются хранителями человеческой памяти, культуры. Они активно служат человеку, расширяют его кругозор, укрепляют дух, закладывают основы нравственности, углубляют осознание преемственной связи всех живущих ныне поколений с далекими предками, немало сделавшими для своих потомков.

В ходе реализации своей программы деятельности наш историко-краеведческий музей «Наследие» стал одной из ведущих форм работы по патриотическому, гражданскому и общекультурному воспитанию учащихся в процессе учебной и внеурочной деятельности нашего учебного учреждения. Музейная деятельность способствует развитию творческой самостоятельности ученических коллективов и отдельных учеников в освоении исторического прошлого нашей Родины.

 

Путеводитель по Алтаю

Контакты

Алтайский край, г. Барнаул
ул. Пролетарская 164


Тел: 63 48 58
Факс: 63 48 58
Email: mail@akcdutik.ru | заказать диплом

При копировании информации, ссылка на сайт АКЦДЮТиК обязательна

Навигация

  • Наши баннеры
  • Поиск по сайту
  • Документы
  • Вопрос-ответ
  • Обратная связь