Краевое государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей
"Алтайский краевой центр детско-юношеского туризма и краеведения"

Черемисин А. А.


А.А.Черемисин 

к.г.н., доцент. БПГУ им. В.М Шукшина

Патриотизм как элемент воспитательной деятельности среди молодежи

 Процесс воспитания является важнейшим элементом существования человеческого общества как такового. Под воспитанием можно подразумевать очень многое, о чем говорится в многочисленных литературных источниках, в том числе античного периода.  Приводятся различные классификации подходов, принципов, методов и прочее, которые были разработаны очень давно и в современных условия часто теряют смысл. Все чаще в качестве воспитателя выступают СМИ, причем охватывают не только подрастающее поколение. Законодательная база в большинстве стран предусматривает массовые свободы граждан, и многие просто считают, что воспитание просто утратило свои позиции и во многих случаях является атавизмом прошлого. Тем не менее, на сегодняшний день воспитание не потеряло своей актуальности, а вероятнее скорее перешло на новый качественный уровень. Даже реклама в СМИ воспитывает в зрителе или слушателе потребность в той или иной услуге или товаре, причем не всегда преследует благую цель, исключая коммерческую составляющую (например, реклама спиртных напитков). Вообще если следовать бытовому уровню, то воспитанием можно считать любой процесс привития человеку личностных, в данном случае духовных составляющих, от элементарного обучения грамоте, до собственно идеологической обработки.

Наиболее спорным, и в тоже время актуальным в постперестроичный период стала тема патриотического воспитания. Кто сейчас только не называет себя патриотами, особенно ярко выражен «патриотизм» у экстремистских группировок, прежде всего националистического и религиозного плана. Такие люди часто маскируются под патриотов и нередко используют соответствующую атрибутику и  лозунги, однако в реальности часто получается откровенный криминал, причем бытового плана. Даже масштабные теракты происходящие в нашей стране, и к сожалению ставшие чем-то ужасным, но в то же время привычным явлением (!).

Мнения общественности по поводу патриотического воспитания разделились, от откровенно радикальных (включая национал-социалистическую идеологию) до сугубо толерантных, не отвечающих интересам государства и большей части населения (сюда можно отнести повальное равнодушие к окружающему миру и пассивному эволюционированию сознания). Четких граней, характеризующих патриотизм, в сознании большинства людей сейчас нет и быть не может в силу отсутствия единой методологии (в данном случае системы жизненных принципов) как на государственном, так и на бытовом уровнях. Даже введение в систему государственных праздников патриотической направленности, например «4 ноября» или «День независимости» у многих вызывает иронию, а зачастую и раздражение и по-прежнему вызывает множество вопросов, главным из которых является «Зачем?».

Тем не менее, чтобы существовать как таковое, государству патриотизм просто жизненно необходим, в противном же случае это просто ареал обитания, где должен царить естественный отбор с соответствующим принципом (выживает сильнейший). А это может привести как к внешнему захвату, так и внутреннему распаду государства. Многие люди старшего и среднего поколений, выросшие в период доминирования «советской» идеологии, часто не понимают и не признают новые порядки в стране, другие, наоборот, публично отрекаются от своих «бывших» идеалов, например, «перекрашивание в демократов» в прошлом убежденных «коммунистов».

Таким образом, главным объектом формирования патриотического воспитания в современной интерпретации является молодежь и подростки, которые в большинстве своем школьники и студенты. На наш взгляд, студенты начальных курсов и школьники старших классов в большей степени пострадали в результате трансформационных процессов в обществе.

Так называемое «поколение 90-х», еще называют потерянным, с чем категорически нельзя согласиться, ведь эти люди просто выпали из процесса массового «воспитания граждан» проводимого в Советском Союзе и имеют другие жизненные принципы, среди которых патриотизм далеко не всегда является главным. Но вопрос так ли они виноваты, остается открытым. Большая часть процесса воспитания происходит в семье, однако, судя по современному состоянию общества многие родители сами нуждаются в воспитании, причем в различных аспектах.

Если снизойти до самого примитивного уровня проявления патриотизма и задать вопрос «Какая война началась 22 июня 1941 года?», большинство респондентов отвечают, что Вторая Мировая, и когда поправляешь их, что Великая Отечественная, то следует вопрос «А какая разница?». Страшнее всего, когда  на вопрос «Кто победил?» отвечают про США, Великобританию и даже Германию (!), пусть это не большинство респондентов, но они свом фактом существования вызывают обеспокоенность, что фальсификация истории удается и процент таких людей, причем молодых возрастов увеличивается. Но еще страшнее ответы «А зачем нужна была такая победа?» или «Лучше бы сразу сдались» и прочие все более страшные ответы. Многие ребята не знают про план «Ост», про геноцид «неполноценных» народов и многое другое. То есть, история государства очень слабо представлена в сознании многих молодых людей, но опять же сложно жить в эпоху реформ, ведь многие исторические факты передергиваются причем в угоду новым веяниям, например, всемирно известная Зоя Космодемьянская, в современной трактовке всего лишь диверсантка, пытавшаяся сжечь крестьянские избы и выданная местными жителями немцам на расправу, а по еще более абсурдным версиям ими же и повешенная. Таких примеров множество, от «рядовых» героев, до полководцев высокого ранга. В результате и появляются извращенные понятия о патриотизме, хотя это далеко не самый главный фактор, и, к сожалению, не единственный.

Не менее обидным проявлением является незнание географической составляющей своего государства. При вопросе: « Назовите страны Ближнего Зарубежья» - ответ зачастую возмущает, например, часто называют Дагестан, Чечню и прочие республики Кавказа, иногда попадаются Сибирские республики, обычно это Тува (Тыва), практически никогда, но тем не менее республика ...Алтай. И это говорит молодежь от 14 до 20 лет.

Можно бесконечно долго перечислять проблемы, причины, следствия, пути решения и прочее. Однако без единой государственной концепции, отображающей национальные интересы страны, большинство усилий по формированию патриотизма у «молодой» части общества могут пройти мимо, ведь каждый человек индивидуален и, что нравиться одному, то совершенно неприемлемо другому. Поэтому доля авторитаризма конечно необходима, в противном случае анархические проявления получают благодатную почву.

Любые учебные заведения в той или иной мере ведут воспитательную работу среди студентов и учащихся, вот небольшие выдержки о данном процессе на Естественно-географическом факультете Бийского государственного педагогического университета.

Например, учебная составляющая, или как это называют «воспитание через предмет». При преподавании дисциплин экономико-географического цикла («экономическая и социальная (общественная) география России», «общая экономическая и социальная география», «экономическая и социальная  география Зарубежных стран») имеет место воспитание патриотизма, формирование гражданской позиции у студентов, привития толерантности. Сравнительная характеристика зарубежных стран позволяет показать очень поучительные исторические примеры, что безусловно находит отпечаток на воспитании студентов.

Внеаудиторная деятельность может проявляться с активным сотрудничеством с музеями университета,  в частности музеем Чуйского тракта. Материалы предоставляемые музеем служат хорошим подспорьем не только в организации воспитательных мероприятий, но и крайне необходимы при краеведческом принципе обучения активно использующегося в современной школе. На факультете имеется свой музей геологии, что особенно полезно студентам начального периода обучения по специальностям, «география» и «география и биология» ибо этот предмет в различных вариантах проводится по третий курс включительно совместно с полевой практикой.

Активизация гражданской позиции через краеведческий принцип, о котором говорилось выше, к сожалению, наталкивается на бытовое противодействие, в том числе со стороны администрации различных уровней (Многие чиновники обычно говорят «этот город», «этот край», «эта страна»). Мечта многих студентов поскорее получить образование, и уехать где жизнь «лучше». Данное отношение формируется с детства в семье, школе, из средств массовой информации (Даже президента в СМИ называют по имени и фамилии, забывая отчество), наконец в результате бытовых проблем каждого. «Культ денег», к сожалению, пропагандируется на всех уровнях и в большинстве случаев студенты по свому мировоззрению материалисты и «прагматики», что усложняет воспитательную работу по формированию гражданской позиции. Студенты очень часто обращаются с вопросом «А зачем это нужно?» или «А нам за это заплатят?» Классическая бездуховность Запада перешедшая к нам.

Например, после окончания университета многие студенты ЕГФ идут служить в Вооруженные силы. По инициативе зам. декана по ВР среди старшекурсников проводится посещение окрестных воинских частей, где происходит знакомство с солдатским бытом, боевой техникой и самое главное боевые стрельбы из автоматов, пистолетов и пулеметов.

Аналогичные отношения складываются с другими силовыми структурами города по линии МВД и МЧС, где помощь в организации оказывают студенты ОЗО, обучающиеся на факультете.

То есть можно сказать, что сведения воспитания патриотизма на нет никогда не будет, но слишком много придется наверстывать, а то и возрождать заново.

 

 

Путеводитель по Алтаю

Контакты

Алтайский край, г. Барнаул
ул. Пролетарская 164


Тел: 63 48 58
Факс: 63 48 58
Email: mail@akcdutik.ru | заказать диплом

При копировании информации, ссылка на сайт АКЦДЮТиК обязательна

Навигация

  • Наши баннеры
  • Поиск по сайту
  • Документы
  • Вопрос-ответ
  • Обратная связь