Буянов Н.А., Варфоломеева Н.В.
О путях возрождения социального туризма в Алтайском крае.
Буянов Н.А., Варфоломеева Н.В.
Алтайский краевой Центр детско - юношеского туризма и краеведения, КГОУ ДОД АКЦДЮТиК, г. Барнаул
235229@ rambler.ru
Как социальное явление детский туризм появился по первоисточникам в 1905 году в Барнаульской реальной гимназии. В двухмесячных экспедициях участвовали дети разных сословий. «В экскурсии приняли участие врач А.Г. Лукин и 17 учеников... Из них 6 учеников были приняты в число экскурсантов бесплатно, два с приплатою, остальные путешествовали на свои средства. Экскурсии носили не только образовательный, но и воспитательный характер. Они воспитывали у своих питомцев любовь к Родине...Важное значение образовательных экскурсий учащихся признано в последнее время и нашим Министерством Народного Просвещения» - так описывал путешествие в начале прошлого столетия признанный основатель детского туризма на Алтае Виктор Иванович Верещагин, педагог энциклопедических знаний.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 7 августа 2009 года №1101-р утверждена Стратегия развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года. Впервые за последние два десятилетия в документе правительственного уровня так высоко поднят вопрос о развитии социального туризма и детского, в частности. В Стратегии в разделе «Модернизация системы физического воспитания различных категорий и групп населения, в том числе в дошкольных, школьных и профессиональных образовательных учреждениях» есть конкретные поручения:
- развитие инфраструктуры детско-юношеского и спортивно-оздоровительного туризма и его внедрение в образовательных учреждениях, в спортивно-оздоровительных лагерях, базах рекреационно-реабилитационного типа и учреждениях санаторно-курортного профиля.
- создание в образовательных учреждениях туристских клубов и совершенствование подготовки инструкторов спортивного туризма.
На наш взгляд, во главу угла Программы развития туризма в Алтайском крае поставлена экономическая составляющаяся. Услуги, предлагаемые туроператорами не по карману бюджетным служащим, сельским детям, молодежи и другим жителям Алтайского края. Выход из этой ситуации и предлагается педагогом дополнительного образования детей Павловского района Н.В. Варфоломеевой. В соответствии с поручением, данным Губернатором Алтайского края А.Б. Карлиным 26.01.2010 г. по реализации проектов, положительно оцененных экспертным советом в ходе акции «Моё предложение Губернатору», спланирована и организована работа по содействию в реализации проекта Н.В. Варфоломеевой «Империя туризма». Реализуется Программа развития Алтайского краевого Центра детско - юношеского туризма и краеведения в 2008 - 2012 г.г.
В целях возрождения социального и школьного туризма в Алтайском крае необходимо решить ряд первоочередных задач.
1. При районных центрах дополнительного образования детей выделяется из штатного расписания ставка методиста по детскому туризму. Методист организует районный туристский клуб, в который войдут школьные туристские клубы основных и средних школ.В рамках новой системы оплаты труда (НСОТ) обязательно должна учитываться доплата школьному турорганизатору (руководителю школьного клуба) за ведение 3-6 часов в неделю кружковой работы. Краевое государственное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Алтайский краевой Цент детско-юношеского туризма и краеведения» оказывает необходимую помощь учебно-методическими комплектами по направлениям деятельности (пешеходный, лыжный, горный, водный, мото, парусный, экологический, вело, спелеотуризм, альпинизм и др.) Детьми совершаются походы: некатегорийные, 1-2 категории трудности. В районах проводятся туристские соревнования 1 - 2 класса дистанций. Школьный туризм решает одновременно следующие пять педагогических задач: воспитания, обучения, оздоровления, профессиональной ориентации, социальной адаптации.
2.Алтайский краевой Центр детско-юношеского туризма и краеведения управляет районными турклубами через краевые опорные площадки. Опорная площадка создаётся в рамках образовательного округа на базе центра дополнительного образования детей, который наиболее успешно реализует туристические детские программы, обеспечен кадровым, материальным, природными ресурсами и способен решать локальные вопросы развития детского туризма в образовательном округе (проведение окружных соревнований, слетов, учебно-тренировочных сборов, походов, экспедиций и др.) Опорная площадка должна отвечать минимальному стандарту: хостел (общежитие, база) на 30 мест зимнего типа, комплект палаточного лагеря на 30 мест, площадка общефизической подготовки, полигон и карта для занятий ориентированием, зал для занятий спортивной подготовкой, автобус на 20-25 мест, компьютер с МФУ, 4 рации. На базе опорной площадки проводятся краевые экспедиции, организуются походы 3 категории сложности, туристское многоборье 3-4 класса дистанций, создаются эталонные маршруты по видам туризма (пешеходный, лыжный, водный).
Руководит опорной площадкой директор районного центра дополнительного образования детей. Из штатного расписания выделяется ставка заведующего отделом туризма и краеведения. 1-3 педагога дополнительного образования получают доплату в АКЦДЮТиК за ведение 3-6 часов кружковой работы (в рамках тарификации). Предварительно заключается договор муниципального органа управления образованием с АКЦДЮТиК о создании краевой опорной площадки. Главное назначение опорной площадки - допрофессиональная подготовка детей к занятиям в начальном профессиональном образовании (НПО), колледжах и ВУЗах туристского профиля.
3. НПО, колледжи и ВУЗы туристского профиля заключают договоры с туристскими базами, фирмами на подготовленных инструкторов по туризму.
Источники финансирования походов, экскурсий в школах в летний период - муниципальный бюджет, целевые взносы родителей.
Источники финансирования походов, экскурсий в рамках деятельности краевой опорной площадки - краевой бюджет по строке «Летний отдых и оздоровление детей», гранты, выделяемые по краевой целевой программе (КЦП) «Молодежь Алтая».
Назначение платежей: питание и проезд детей (хозяйственная доля).
Хостелы создаются на базе неиспользуемых зданий школ, интернатов, и др. Так, например, на базе Карамышевской средней школы Змеиногорского района в феврале 2010 года создана опорная площадка АКЦДЮТиК. Пустующее 2-х этажное здание интерната хорошо подходит под хостел. Базовые международные стандарты для социальных общежитий (хостелов): спальни, санузлы, общее помещение, кухня и кладовая, помещения для сушки и багажа, металлический шкаф под ценности, огороженная территория для стоянки автотранспорта - все это имеется в интернате, но требует вложения средств. Источники финансирования: КЦП «Сельский туризм», КЦП «Развитие туризма в Алтайском крае» и муниципальные бюджеты. Курьинский, Змеиногорский, Краснощековский, Чарышский, Солонешенский, Егорьевский районы заинтересованы в решении этой проблемы. В дальнейшем хостел функционирует на самоокупаемости и на краевых субвенциях на конкурсной основе.
На наш взгляд, для воссоздания в Алтайском крае массового туризма широкой доступности необходимо решить следующие задачи:
- устранить назревшие противоречия в развитии социального и коммерческого туризма;
- включить чемпионаты, слеты, соревнования, первенства по видам туризма в краевую спартакиаду школьников;
- способствовать внедрению детско-юношеского и спортивно-оздоровительного туризма в систему образовательных учреждений любых типов (турклуб образовательного учреждения - районный турклуб - опорная краевая площадка - Алтайский краевой Центр детско - юношеского туризма)
- способствовать созданию и реконструкции материально - технической базы хостелов;
- содействовать формированию современного сбалансированного, цивилизованного туристского рынка социальной направленности, увеличению ее доходной части;
- принять закон Алтайского края «О детском туризме». Установление базового стандарта доступности социального тура, в том числе в детско - юношеском и спортивном туризме, стимулирует туристских предпринимателей создавать и реализовывать туристский продукт, максимально доступный по цене для всех слоев населения, включая слабо защищенных в социальном отношении граждан;
- осуществлять подготовку квалифицированных кадров «инструктор - методист по туризму» и их аттестацию по образовательным стандартам Всероссийской коллегии инструкторов туризма (Russian board of tourism instruktors).
- не допускать ликвидации и реорганизации учреждений дополнительного образования детей туристско - краеведческого профиля.
+
Контакты
Алтайский край, г. Барнаулул. Пролетарская 164
Тел: 63 48 58
Факс: 63 48 58
Email: mail@akcdutik.ru | заказать диплом
При копировании информации, ссылка на сайт АКЦДЮТиК обязательна