Краевое государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей
"Алтайский краевой центр детско-юношеского туризма и краеведения"

Берглезова Е. П.


Е.П. Берглезова

Муниципальное учреждение дополнительного образования детей
 «Детская школа искусств «Традиция»

Этнокульту­рное и этнохудожественное образование способству­ет формированию личностной культуры подрастающего

поколения

Наше учреждение в системе дополнительного образования края стоит обособленно - на сегодняшний день это единственное учреждение в крае данного вида художественно-эстетической направленности. Основа образовательного процесса в ДШИ - этнокультурное образование посредством изучения различных жанров и видов фольклора (устного, певческого, инструментального, танцевального, декоративно-прикладного творчества). Для педагогической практики нашего учреждения особенно важно то, что фольклор, как вид искусства, базирующийся на принципах синкретизма, преемственности, природосообразности, здоровьесбережения, бесписьменной передачи знаний, создает возможность для построения личностно-ориентированной модели саморазвития обучающихся в этнокультурном пространстве. А построение этнокультурного пространства, приобщение к истокам традиционной народной культуры невозможно без изучения этнографического направления краеведения. В связи со спецификой Детской школы искусств «Традиция» для нас важным является культурологический аспект этнографического краеведения и фольклористические исследования.

Организация и проведение экспедиций для участников фольклорных ансамблей - это не дань моде, а необходимость. Без общения с носителями локальной традиции фольклорный коллектив не может существовать и развиваться. (В работе с детским коллективом мы, конечно же, говорим о жизнеспособных формах фольклорной традиции). И, конечно же, когда музыканты планируют, организуют и выезжают в фольклорную экспедицию, обращается внимание и на краеведческий аспект исследований, а точнее - этнографию быта. В связи с этим практически все педагогические работники учреждения занимаются исследовательской деятельностью - это необходимость, без которой наше учреждение просто не может существовать. Поэтому организация экспедиционно-исследовательской деятельности является приоритетным направлением работы всего коллектива, так как содержание учебных дисциплин в учреждении наполняется расшифрованными материалами по фольклору, этнографии и краеведению. С 2002 года обучающиеся школы побывали более чем в 30 экспедициях по селу Власиха, 20 экспедициях по селам Алтайского края и республики Алтай. Благодаря такой работе, основу репертуара детских фольклорных коллективов школы составляют произведения, записанные в результате экспедиционной практики и расшифрованные в процессе занятий самими обучающимися.

Кроме этого, фольклорно-этнографические экспедиции позволяют обучающимся заниматься не только изучением песенных традиций конкретного села, но и вести научно-исследовательскую деятельность с подлинными образцами материальной культуры. В школе сложилась определенная система исследовательской деятельности, благодаря которой воссоздаются традиционные народные праздники и обряды, концертные костюмы изготавливаются по образцам настоящей исторической одежды русских старожилов, поздних переселенцев южных областей России и казачества; создаются изделия декоративно-прикладного творчества на основе изучения традиционных ремесел и промыслов и т.д.

С целью формирования этнокультурного пространства в школе мы пришли к необходимости освоения музейных технологий, принципов интерактивного обучения. Благодаря этому направлению в работе в учреждении был основан и успешно действует Детский этнографический музей-мастерская «Лад», где воссозданы интерьеры жилища русских старожилов Алтая конца XIX - начала XX в.в., представлены образцы материального наследия, имеющие этнографическую и историческую ценность. Мы очень гордимся теми мастерскими традиционных народных ремёсел, которые вошли в этнокультурное пространство музея: гончарная мастерская, мастерские традиционного ткачества и плетения, традиционной народной вышивки, тряпичной игрушки и др. В ряде этих мастерских дети приобщаются к эстетическим и нравственным основам, присущим этнопедагогическим принципам, учатся технике какого - либо направления в ремесленном деле, изучают подлинные образцы и предметы декоративно - прикладного искусства и учатся воссоздавать или «реставрировать» их. Воссозданные руками ребят так называемые «новоделы» выставляются на выставках различных уровней, а предметы традиционной народной одежды наши воспитанники имеют возможность демонстрировать во время выступлений творческих коллективов.

В нашем музее есть мастерская детского декоративно - прикладного творчества, где выставляются работы, выполненные детьми в процессе изучения традиционных промыслов и ремёсел.

И еще одним важным направлением работы школы является разработка и написание детских исследовательских работ. Именно для этого создано и успешно действует научно-исследовательское общество обучающихся «Истоки». Как следствие этой целенаправленной, систематической работы - участие детей в различного уровня научно-практических конференциях, семинарах, конкурсах, других формах демонстрации наработок. Отсюда и многочисленные призовые места городского, краевого, межрегионального и всероссийского уровней. Тематика работ различна, например, «Свадебные традиции села Власиха», «Возрождение традиций ярмарочных гуляний», «Роль полотенец в обрядовой жизни крестьян», «Традиции русского чаепития из самовара на Алтае», «Традиционное жилище старожилов села Власиха начала XX века», «Традиционный костюм старожилов и переселенцев Алтая» и другие.

Таким образом, учитывая, что важным содержательным направлением деятельности школы является этнокульту­рное и этнохудожественное образование, которое способству­ет формированию личностной культуры обучающихся, в силу всеохватности содержания учебно-воспитательного процесса организуемая деятельность ребенка и яв­ляется путем его вхождения в куль­туру через творчество. При этом происходят измене­ния и в ценностных отношениях к окружающему, современной действительности, а в конечном итоге и в его мировоззрении.

О фольклорно-этнографических исследованиях и их роли в формировании мировоззренческих основ подрастающего поколения можно говорить бесконечно, материала накоплено много и опыт работы коллектива уникален.

Хотелось бы сказать несколько благодарственных слов в адрес устроителей данной конференции. В эпоху модернизации, информатизации и других нововведений занятия фольклором и краеведением выглядят, по меньшей мере, не модными...

 

Путеводитель по Алтаю

Контакты

Алтайский край, г. Барнаул
ул. Пролетарская 164


Тел: 63 48 58
Факс: 63 48 58
Email: mail@akcdutik.ru | заказать диплом

При копировании информации, ссылка на сайт АКЦДЮТиК обязательна

Навигация

  • Наши баннеры
  • Поиск по сайту
  • Документы
  • Вопрос-ответ
  • Обратная связь