Былина Н.Л.
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ЛОВКОСТИ НА ТРЕНИРОВКАХ ЮНЫХ СПОРТСМЕНОВ В СПОРТИВНОМ ОРИЕНТИРОВАНИИ
Былина Наталья Леонидовна, педагог дополнительного образования, КГОУДОД «АКЦДЮТиК»
Технико-тактическая подготовка в спортивном ориентировании в значительной степени осуществляется за счет развития мышечной силы, быстроты, выносливости, повышения устойчивости технических действий к различным сбивающим факторам. Эти составляющие достаточно полно отражены в современной научно-методической литературе. Одним из перспективных направлений улучшения технической подготовки спортсменов является развитие специфических для данного вида двигательных координаций. В спортивном ориентировании выполнение двигательных действий происходит, как правило, в нестандартных условиях, с преодолением непредвиденных ситуаций, например бег по пересеченной местности с переменной интенсивностью, "взятие" контрольного пункта с помощью точного азимута, что требует проявления ловкости, точности, равновесия и других двигательных координаций. Неожиданно возникающие достаточно сложные ситуации в данном виде спорта предъявляют к спортсменам повышенные требования относительно концентрации и переключения внимания, пространственно-временной точности двигательных действий, быстрой ответной реакции.
Высокий уровень развития ловкости позволяет успешно решать сложные координационные задачи в условиях выбора при дефиците времени, управлять пространственно-временными и силовыми характеристиками движений; прогнозировать двигательные действия. Разнообразие двигательной деятельности в спортивном ориентировании, условия ее осуществления обусловливают ведущую роль ловкости в соответствии с ее основными разновидностями и проявлениями. В спортивном ориентировании можно выделить следующие специфические проявления ловкости в условиях: стандартных, нестандартных, прогнозируемых , при дифференцировании пространственно-силовых и пространственно -временных параметров.
Для развития специфических проявлений ловкости хотелось предложить следующие применяемые на занятиях упражнения. Уровень развития ловкости в стандартных условиях совершенствуется с помощью упражнения "Бег с изменением направления".
На расстоянии 2,5 м по прямой от линии старта и до линии финиша крепится флажок. От флажка на таком же расстоянии (2,5 м) вперед, вправо и влево на гимнастических матах устанавливаются ворота (ширина - 80 см, высота - 30 см): справа - № 1, впереди по ходу движения -№ 2 и слева - № 3. По сигналу занимающийся бежит до флажка, огибает его слева и бежит к воротам № 1, перепрыгивает через них, делает поворот кругом, выполняет кувырок с прыжка через ворота, бежит к флажку, обегает его слева и бежит к воротам № 2, выполняя те же задания, затем к воротам № 3, после чего финиширует (направляясь к той же линии, откуда начинался старт).
Проявление ловкости в нестандартных условиях можно развить с помощью задания "Прочитай карту". Обучающийся берет карточку, на которой представлена схема выполнения различных двигательных заданий под условными обозначениями: Х - кувырок; О - прыжок; D - перекат прямым телом; А - поворот. Расстояние между условными обозначениями находится в соотношении 1см : 5м. По сигналу руководителя Обучающийся выполняет задание.
Проявление ловкости в прогнозируемых условиях развивается с помощью упражнения "Бег по сигналу". Обучающийся перемещается по 4-угольнику размером 4 х 4 м (по каждой стороне). Следует быть готовым к выполнению двух вариантов двигательных заданий:
1-я сторона - продвижение прыжками на двух ногах или бегом;
2-я сторона - бег по гимнастической скамейке или продвижение вперед кувырками в группировке;
3-я сторона - бег по "кочкам" (8 одинаковых кружков по обе стороны линии, расположенных в шахматном порядке), или бег по "канату", т.е. по одной линии;
4-я сторона - прыжкообразный бег или перемещение приставным шагом.
По сигналу руководителя (один свисток) обучающийся выполняет первый вариант задания: прыжки на двух ногах, бег по скамейке, бег по "кочкам", перемещение приставным шагом.
По сигналу «два свистка» - второй вариант: бег, кувырки вперед в груп-пировке, "бег по канату", прыжкообразный бег.
Системы физических упражнений подбирались в соответствии с особенностями проявления ловкости в стандартных, нестандартных и прогнозируемых условиях, а также при дифференцировании пространственно-силовых и пространственно -временных параметров , что позволяет значительно повысить эффективность учебно-тренировочного процесса. Двигательные задания, направленные на формирование ловкости по ее основным разновидностям, включаются в подготовительную, основную и заключительную части занятия, составляют содержание игр и игровых заданий, что позволяет обеспечить целенаправленное развитие ловкости, значительно повысить качество учебно-тренировочных занятий, формирует устойчивый интерес к данному виду спорта, способствует более полной реализации двигательного потенциала занимающихся.
Литература
1. Ашмарин Б.А. Теория и методика педагогических исследований в физическом воспитании. - М.: ФиС, 1978. - 223 с.
2. Бальсевич В.К. Онтокинезиология человека. - М.: Теория и практика физической культуры, 2000. - 275 с.
3. Донской Д.Д. Биомеханика с основами спортивной техники. - М.: ФиС, 1971. - 288 с.
4. Коренберг В.Б. Проблемы физических и двигательных качеств // Теория и практика физ. культуры. 1996, № 7, с. 2 - 5.
5. Лубышева Л.И. Концепция физкультурного воспитания: методология развития и технология реализации // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 1996, № 1, с. 11 - 17.
6. Лях В.И. Координационные способности школьников. - Минск: Полымя, 1989. - 160 с.
7. Матвеев Л.П. Теория и методика спорта. - М.: ФиС, 1997. - 416 с.
8. Назаренко Л.Д. Развитие двигательно-координационных качеств как фактор оздоровления детей и подростков: Монография. - М.: Теория и практика физической культуры, 2001. - 332 с.
9. Назаренко Л.Д. Средства и методы развития двигательных координаций: Монография. - М.: Теория и практика физической культуры, 2003. - 258 с.
10. Пидоря А.М., Годик М.А., Воронов А.И. Основы координационной подготовки спортсменов. - Омск: РИО Упринформпечати, 1992. - 76 с.
11. Туревский И.М. Ловкость как комплекс психических и моторных способностей: Автореф. канд. дис. М., 1980, с. 33.
Контакты
Алтайский край, г. Барнаулул. Пролетарская 164
Тел: 63 48 58
Факс: 63 48 58
Email: mail@akcdutik.ru | заказать диплом
При копировании информации, ссылка на сайт АКЦДЮТиК обязательна